Функциональная грамотность

Из ПРОТОКОЛА МО № 3
учителей кафедры общественно-научных дисциплин

от 09.11.2022

4. Аттестация учителей-предметников.
Девяткина О.В.
— выступила перед коллегами после прослушивание вебинара «Просвещения». Тема выступления «Формирование функциональной грамотностина уроках истории и обществознания». Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность; глобальные компетенции и креативное мышление.
Интерес к функциональной грамотности растёт. Важно понять, как суметь сформировать функциональную грамотность на уроках обществознания. Предложен сайт https://educont.ru на котором можно получить бесплатный доступ к электронным формам учебника, аудиоучебникам и цифровым сервисам в том числе «Функциональная грамотность. Банк заданий» для школ. В новых учебниках по обществознанию тексты содержат основу функциональной грамотности.
Из выступления на вебинаре Лобанова Ильи Анатольевича, заместителя заведующего лабораторией социально-гуманитарного общего образования Института стратегии развития образования РАО, кандидата педагогических наук было понятно, что работа по формированию функциональной грамотности ведётся учителями с начала нулевых годов (работа с текстом, анализ текста, понимание текста, а не только его чтение ведёт к развитию читательской грамотности). Сегодня педагог может извлечь для себя любой текст (текст параграфа, документ, ситуационная задача и т.д.) для развития функциональной грамотности для учащихся. Далее, обращает внимание учащихся к самим этим текстам. Важно научить ребят извлекать информацию, формируя читательскую грамотность.
Следующее направление функциональной грамотности – это финансовая грамотность. Её сюжеты направлены на то, что мы идём от повседневных знаний. Сложные теоретические вещи не нужны детям. На простых примерах (формирование семейного бюджета, защита от мошенников, личные финансы и т.д.) необходимо прививать учащимся финансовую грамотность. Практические позиции в рамках формирования финансовой культуры важно развивать с начальной школы. На ресурсах ЦБ РФ размещены материалы в рамках компетенции школьников. Материалами можно пользоваться на уроках обществознания.
Отбор и качество заданий по развитию функциональной грамотности под контролем Министерства образования. Любые задания несут за собой анализ практических ситуаций, только тогда это можно назвать функциональной грамотностью. Т.о. после работы с текстом, ответов на вопросы, важно выполнить практические задания (составление проблемной жизненной ситуации и выход из неё). Большинство заданий в контрольно-измерительных материалах ГИА направлены на проверку функциональной грамотности. Поэтому успех ученика будет зависеть от умения читать текст и извлекать из него полезную информацию.
Итоги выступления: 1) функциональная грамотность – важное направление, которое реализуется в том числе и в рамках предмета обществознание, фиксируя внимание школьников на сюжетах финансовой, читательской и правовой грамотности; 2) процесс обучения связан с тем, что мы внедряем специальные задания, которые ориентированы на анализ жизненных ситуаций; 3) задания, использованные на уроках должны иметь смысл. Т.е. ученик, когда войдет во взрослую жизнь, должен уметь оперировать знаниями, полученными на уроках обществознания.
С начала учебного года я веду курс «Функциональная грамотность. Глобальные компетенции» в 6 «А» классе.
Глобальная компетентность — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия
Овладение глобальной компетентностью выражается в способности
● критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях;
● осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды;
● вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Банк заданий по ссылке http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/index.php
Решение: считать тему выступления Девяткиной О.В. актуальной и своевременной. Принять информацию к сведению, делиться заданиями по формированию функциональной грамотности с коллегами. Делиться опытом друг с другом.