Конституция РФ
ЦЕЛЬ: Закрепить знания по разделу «Право», повторить основные статьи Конституции РФ
Участвуют 3 команды по 6 человек (Сборные 9-ых, 10-ых, 11-ого классов). Название команд: белые, синие, красные. У каждой команде на столе флажок. Болельщики по 2-3 человека от каждого класса, классные руководители.
ЖЮРИ. Учителя истории, социальный педагог, зам.директора по ВР, вожатая.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Вступление.
Из всех юридических документов наиболее известны широкому кругу граждан конституции. Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его государстве есть конституция.
Конституцией гордятся, на них клянутся, ими укрепляют государственную власть.
Конституция — это своеобразный договор между народом, обществом и властями, государством. Народ стремится зафиксировать в ней возможно больше прав и свобод Власть утверждает такие формы правления , которые позволяют ей успешно выполнять врученные обществом функции и обеспечить реализацию принципов социальной справедливости .
Конституция – это основной закон государства. Она определяет государственное устройство, регулирует образование законодательных и исполнительных органов власти, устанавливает принципы избирательной системы , фиксирует права и обязанности граждан.
1 раунд. Вопрос-ответ. Жеребьёвка. Командам по очереди задаются вопросы. Если команда не отвечает, то право ответа переходит к той команде, которая первая поднимет флажок. Жюри следит за количеством правильных ответов команд. Один правильный ответ – 2 балла.
- Когда была принята Конституция Российской Федерации? (12 декабря 1993 года).
- Сколько статей она содержит? (137 статей).
- Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в России? ( Народ)
- Какая глава считается важнейшей в конституции нашего государства? Назовите её. (2 глава. Права и свободы человека и гражданина).
- Что кроме прав человека и гражданина закреплено во второй главе Конституции? (Обязанности).
- Назовите три ветви власти нашего государства. (Законодательная, исполнительная и судебная).
- Назовите города федерального значения. (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь)
- Что в переводе с латинского означает слово демократия? (Демос – народ, кратос – слово).
- В какой суд вы обратитесь, если будет нарушена любая статья Конституции РФ? (В конституционный).
- Чем является Россия по государственному устройству? (Федерация).
- Чем является Россия по форме правления? (Республика).
- Что в переводе с латинского означает слово конституция? (Установление).
2 раунд. Ведущий выдаёт “Конституцию Российской Федерации” и таблицу. За три минуты командам необходимо выписать из Конституции наибольшее количество статей, в которых говорится о правах и свободах граждан, и подписать какие права и свободы гарантирует эта статья.
П/н | Статья Конституции Российской Федерации | Права и свободы, которые она гарантирует |
Работы сдают жюри, которые оценивают. За один правильный ответ — 1 балл.
Пока ребята работают, на вопросы отвечают болельщики.
- Конституция какой страны считается самой первой? ( США)
- В какой развитой европейской стране до настоящего времени нет писаной Конституции? (Великобритания)
- Какое второе название конституционного права? ( Государственное право)
- Сколько конституций было принято в нашей стране после революции 1917 года?( 4 )
- Сколько конституций было принято в США со времени принятия независимости?(1)
- Сколько глав в первом разделе Конституции Российской Федерации. ( 9 глав )
- Кто, является высшей ценность в государстве по Конституции Российской Федерации? (Народ)
- Какие формы собственности, признаваемые и защищаемые государством указаны в Конституции? (Частная, личная, государственная, муниципальная, иностранных граждан)
- Какой раздел считается важнейшим в конституциях цивилизованных, демократических государств? ( Права и свободы человека )
- Какая обязанность закрепленная в Конституции касается только части граждан Российской Федерации? (Служить в армии)
Активному участнику приз.
3 раунд. Каждой команде будет представлен отрывок из художественного произведения. Команда должна объяснить, какие права и свободы, согласно Российской Конституции, были нарушены.
Если команда не ответила, или ответила неправильно, отвечать может команда под следующим номером и т. д.
За правильный ответ – 2 балла
Задание для первой команды
Чайковский К. «Краденое солнце»
Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно
А сороки — белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
“Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!”
Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал –
Заблудился и пропал.
Плачет серый воробей:
Выйди солнышко скорей!
Нам без солнышка обидно –
В поле зернышка не видно!”
( Нарушено право на благоприятную окружающую среду).
Задание для второй команды
“Сказка о царе Салтане” ( А.С. Пушкин )
…Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую-
И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
“Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром ,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод.”
( Нарушение права на неприкосновенность частной жизни и права на личную неприкосновенность.)
Задание для третьей команды
А.С. Пушкин “ Сказка о золотой рыбке
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей”.
Испугался старик, взмолился:
“Что ты баба , белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство”.
Осердилась пуще старуха,
По щеке ударила мужа:
“ Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?
(Нарушено право на личную неприкосновенность и оскорбление действием.)
4 раунд. Законодательная, исполнительная и судебная – три ветви власти нашего государства. Командам предлагается вытянуть листок с одной из ветвей власти, и дать характеристику. 5 баллов максимальная оценка. Жюри оценивает. Время 1 минута.
5 раунд. Вопрос-ответ. Кто первый поднимет флажок. Правильный ответ 2 балла.
- Назовите государственные символы РФ. (Флаг, герб, гимн)
- Назовите президентов РФ по порядку. (Ельцин, Путин, Медведев, Путин)
- Назовите виды субъектов РФ (области, края, автономная область, автономные округа, республики, города федерального значения)
- Сколько субъектов в РФ? (85)
- Что такое гимн? (Торжественная песня)
- Кто изображён на гербе РФ? (Георгий Победоносец)
- Со скольки лет можно стать президентом РФ? (С 35)
- На какой срок избирается президент РФ? (На 5 лет, не более двух сроков)
- Назовите годы президентства В.В.Путина. (2000-2008, 2012 — по настоящее время)
- На каких условиях гражданин России может стать судьёй? (25 лет, высшее юридическое образование, стаж не менее 5 лет).
- Что в переводе с немецкого означает слово герб? (Наследие)
- Со скольки лет можно стать депутатом ГД? (С 21 года)
- На какой период времени избираются депутаты Государственной Думы? (На 5 лет)
- Каков срок президентства в РФ? (6 лет)
6 раунд. На выбор предлагается взять командам по одной книге. Начинает выбирать проигравшая команда.
Приведите примеры:
- Нарушения права на отдых;
- Нарушение права на жизнь и личную неприкосновенность;
- Нарушение права на неприкосновенность частной собственности ;
- Нарушение права на неприкосновенность частной жизни;
( “Золушка”, “Три поросенка”, “Багаж”, “Красная шапочка”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Серая шейка”). Три книги выбрать.
2 балла.
Жюри подчитывает баллы. Объявляется команда победителей. Награждение.