Тема: Владимир Святославич. Принятие христианства
Цель урока: рассмотреть основные черты развития Древнерусского государства при князе Владимире. Формировать у учащихся целостное представление о причинах и итогах крещения Руси.
Задачи:
Образовательные: дать учащимся общее представление о Древнерусском государстве при князе Владимире; познакомить учащихся с личностью Владимира Святославича; объяснить причины принятия монотеистической религии; подвести учащихся к самостоятельному выводу о том, что принятие христианства способствовало укреплению Древнерусского государства
Развивающие: на основе рассмотрения причин, а также итогов крещения Руси, развивать у учащихся умение выделять главное и проводить причинно-следственные связи; способствовать формированию умения работать с текстом учебника и картой; совершенствовать технику и культуру речи; при помощи интерактивного метода обучения привлечь интерес учащихся к урокам истории.
Воспитательные: на основе рассказа о крещения Руси способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории прошлого своей страны; на основе основных постулатов христианства формировать у учащихся такие личностные качества, как доброта, отзывчивость, сопереживание, милосердие.
Тип урока: комбинированный урок
Форма урока: урок с использованием информационных технологий
Оборудование урока: учебник, карта «Древняя Русь» для 6 класса, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку «Древнерусское государство при Владимире», раздаточный материал в виде заданий, для закрепления изученного материала; дополнительная информация по данной теме в электронном варианте.
План урока:
-
Организационный момент (1мин)
-
Проверка домашнего задания (7-10 мин)
-
Изложение нового материала (20 мин)
-
Закрепление изученного материала (5 мин)
-
Подведение итогов урока (3 мин)
-
Организация домашнего задания (1 мин)
Ход урока:
Деятельность учащихся |
|
1. Организационный момент: О чём мы говорили на прошлом уроке?…………. Сегодня на уроке мы познакомимся с деятельностью князя Владимира Святославича. Более подробно остановимся на важном событии тысячелетней давности «Крещение Руси». Откройте тетради, запишите тему урока. (Слайд №1) Для начала давайте вспомним о внутренней и внешней политике первых Киевских князей |
На основе иллюстративного материала предложить учащимся самим определить тему урока и предложить записать ее в тетради. Проверить правильность определения учащимися темы урока. |
2. Проверка домашнего задания: -Работа на доске: работа с датами, понятиями, текст с ошибками; Соотнесите даты и события: 945 год поход Олега на Византию 964 – 966 годы убийство Игоря древлянами 911 год разгром Святославом Хазарского каганата 944 год гибель Святослава 972 год договор Игоря с Византией Объясните понятия: Полюдье – это________ Уроки – это___________ Погосты – это__________ Язычество – это________ Князь- ______________ Тест: В результате восстания древлян против князя Игоря княгиня Ольга установила: А) урок; Б) полюдье; В) новый вид налога; Г) штрафы. Язычество – это: А) религия, которую исповедовали славяне; Б) вид идолопоклонства; В) культовый обряд; Г) религиозные обряды. Великий князь – это: А) глава великого Киевского княжества в X – XII вв. на Руси; Б) предводитель дружины; В) член Совета старейшин; Г) глава народного собрания у славян. Вече – это: А) народное собрание; Б) феодальная верхушка; В) родоплеменная знать; Г) Совет старейшин. По легенде город Киев был назван в честь: А) Хорива; Б) Кия; В) Щека; Г) Перуна. -Разгадать загадки. Был грозным князь сей для врагов От Киева до Цареграда, Но плохо слушал он волхвов, И смерть была ему наградой. (Олег) Не смог он греков победить, «По людям» стал потом ходить. Но много дани захотел – Печален был его удел. (Игорь) За Мала замуж не пошла, Его послов живьем сожгла, Во всем порядок навела, Потом крещенье приняла. (Ольга) Хазар разбил, болгар разбил. Да, жить он дома не любил. Как воин, голову свою В неравном он сложил бою. (Святослав) Остальные ребята работают в РТ (3 минуты), ПРОВЕРКА |
Даты – 1 человек; Понятия – 2 человека; Тест – 2 человека; Карточки – 4 человека. Полюдье – объезд князем и дружиной подвластных племен с целью сбора дани. Уроки – точные размеры дани, для каждого племени. Погосты – место сбора уроков. Князь – военный руководитель у славян; правитель государства. Язычество – религиозное верование во множество богов |
3. Изложение нового материала План изложения:
Вступительное слово учителя (переход к изучению новой темы) 1. Первая усобица на Руси. (Сообщение учащегося) 2. Начало правления Владимира Таким образом, в 980 г. Русский север снова победил юг во главе с Киевом. Владимир с этого года стал единоличным правителем Руси. Своей победе он был во многом обязан язычникам. Поэтому, захватив власть, он в первую очередь воздал благодарность языческим богам и тем самым еще более укрепил язычество. (СЛАЙД №7). Неподалеку от великокняжеского дворца Владимир приказал поставить новые статуи языческим богам во главе с Перуном. При Владимире в жертву Перуну, впервые за долгие годы, были принесены живые люди и среди них — несколько христиан. Казалось, что язычеству на Руси теперь не будет конца. Сам Владимир вел себя как убежденный и жестокий язычник. Он взял себе в качестве еще одной жены супругу своего брата, которая ждала ребенка. Летописец характеризовал Владимира в первые годы его правления как нравственно распущенного человека, «женолюбца». Но уже в это время Владимир приступил к решению крупных государственных задач. В первую очередь он восстановил вновь единство Русской земли. (СЛАЙД №8. КАРТА) 3. Выбор веры и принятие Владимиром христианства Владимир понял, что власть удержать на землях славян опираясь лишь на военную мощь нельзя. Нужна была другая сила. И эту силу Владимир увидел в христианстве. Одной из важнейших государственных реформ Владимира стало крещение Руси в 988 г. К этому времени христианство уже широко проникло на Русь. Много христиан было среди бояр, купцов, горожан. Сказывались и традиции — ведь Русь уже неоднократно приступала к крещению. Христианкой была и бабка Владимира — Ольга. Но еще сильна была на Руси языческая вера. Но язычество уже не могло помочь укреплению государственной власти. Требовалась новая вера – в единого Бога, подобно религиям соседних стран. Единобожие или монотеизм соответствовало единому государству с одним князем во главе. Летописец рассказывает, что к Владимиру прибыли посланцы разных стран – христиане из Византии и из Западной Европы, мусульмане из Волжской Булгарии, иудеи из Хазарской земли. Все они держали речь перед князем, и каждый расхваливал свою веру. После этого Владимир отправил послов в разные страны – пусть посмотрят там богослужения. Вернулись послы и с восторгом стали рассказывать о византийской православной службе – литургии. Так князь Владимир становил свой выбор на православии. Конечно, объяснялся выбор несколькими причинами. СЛАЙД №9. (Ребята читают текст, пробуют назвать причины). Во-первых, новая вера способствовала укреплению княжеской власти, объединению различных племен в державе Рюриковичей. Во-вторых, этого требовали международные условия. Почти весь европейский мир уже перешел к христианству, и Русь более не могла оставаться языческой окраиной. В-третьих, христианство приобщало Русь к высокой духовности, важнейшим достижениям культуры. Оно вводило новые правила жизни людей, запрещало многоженство и кровавые жертвоприношения. Укреплялись семьи, смягчались нравы. Ребята, почему всё же Византия? Христианство же византийской, православной традиции Владимир выбрал потому, что именно с Византийской империей Русь издавна связывали наиболее тесные отношения. А Византия в те времена была одной из самых развитых и культурных стран мира. В 987 г. военачальник византийского войска поднял мятеж и провозгласил себя императором. Византийский император не мог самостоятельно справиться с самозванцем. Тогда он обратился за помощью к русскому князю. Владимир согласился, но поставил условие. Он хотел жениться на сестре императоров – принцессе Анне. Это не могло случиться без крещения князя, ведь Владимир был язычником, а Анна – христианкой. Договорились. Но когда опасность миновала, византийцы стали отказываться от выполнения условия договора о браке Анны и Владимира. Наступил критический момент. Владимир действовал решительно и быстро: большая русская рать двинулась в 988 г. на центр византийских владений в Крыму Херсонес. (Слайд №10. А). Осада города продолжалась несколько месяцев. Наконец с его стен в стан Владимира была пущена стрела, к которой была прикреплена записка херсонесского священнослужителя Анастаса. В ней говорилось, что для взятия города надо перекрыть водопровод, который находился за городскими стенами. Владимир: « Если сбудется это, крещусь!» Вскоре изнемогавшие от жажды жители сдались. В Херсонесе Владимир женился на принцессе Анне и принял крещение вместе со своей дружиной. (СЛАЙД №10 Б, 11) СЛАЙД №12. Национальный заповедник Но это было лишь начало. Предстояло еще крестить всю Русь. (СЛАЙД 13). В 988-990 г. по приказу Владимира на холме в Киеве были опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном. А на следующее утро Владимир приказал собрать всех киевлян у Днепра – для крещения. «Если не придёт кто завтра на реку креститься – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом!» (СЛАЙД №14). Крещение длилось несколько дней. Кто входил в воду по пояс, кто по шею, а на берегу священники вершили обряд крещения. Пройдут еще долгие десятилетия, прежде чем христианство восторжествует на Руси. Однако язычество так до конца и не сдалось. Многие языческие традиции и праздники совместились с христианскими. 4. Значение крещения Руси Крещение Руси имело огромное значение. Ребята, перед вами значение принятия христианства. (СЛАЙД №15) Христианство способствовало развитию грамотности, книжного дела, культуры, расширению связей с Византией. При церквах и монастырях появились школы и библиотеки, первые из которых были открыты по инициативе самого князя Владимира. Здесь же трудились первые русские летописцы, переписчики и переводчики известных церковных и светских сочинений, художники-иконописцы. Принятие христианства способствовало улучшению международного положения Руси. Владимир установил добрососедские отношения с королями Чехии, Польши, Венгрии. Обращение в христианство в сильной степени повлияло на самого Владимира. С этого времени уходит в прошлое его безнравственная жизнь, жестокость. Он становится более терпимым к людям, щедрым, милостивым. Известны его частые раздачи денег нищим, бесплатные пиры для народа на своем дворе. Если люди по болезни не могли прийти к нему за стол, он приказывал возить пищу по городу и предлагать ее всем нуждающимся. Такой же порядок он ввел и в других городах и землях Руси. Это принесло Владимиру любовь и славу народа. В дальнейшем церковь почитала его как русского апостола — первокрестителя и объявила его святым. В памяти народа князь Владимир остался славным и мудрым правителем. В преданиях его называли Владимиром Красное Солнышко. (СЛАЙД №16) Какой вывод мы можем сделать по теме урока? Таким образом, при князе Владимире сложилось Древнерусское государство с единой территорией, системой власти, единой верой и православной культурой. (СЛАЙД № 17) 4. Закрепление изученного материала. (СЛАЙД №18) 5. Подведение итогов урока (СЛАЙД № 19) 6. Организация домашнего задания (СЛАЙД №20) |
Сообщение учащегося, подкреплено презентацией. Запись в тетрадь: 980 – 1015 – правление князя Владимира Святого Запись в тетрадь: причины крещения Руси. Запись в тетрадь: Монотеизм – единобожие, вера в одного Бога. Запись в тетрадь: Литургия – византийская православная служба. Работа с учебником, стр 41. Владимира нарекли христианским именем Василий. Это случилось в 988 году (записывают в тетрадь) Христиане молились в церквах, клали поклоны перед домашними иконами, но справляли праздник Коляды, Масленицу. Люди продолжали верить в домового и лешего, а святой Илья-пророк очень напоминал Перуна. |