Тема « Чувствовать рядом с собой человека». (слайд 1)
Цель: помочь учащимся понять необходимость и ценность общения. Представления о правилах общения.
Задачи: использовать классный час как урок для общения; через него воспитывать полноценную личность, развивать физически и духовно.
Форма: беседа с элементами тренинга.
Оформление: проектор, экран, слайды, размещение столов
Подготовительный этап: подготовить для учащихся памятки с правилами общения, ¼ часть тетрадного листа для упражнения «Мой круг общения»(2 штуки), карточки со словами, учащиеся объединяются в группы.
Ход классного часа:
- Вступительное слово классного руководителя.
В прошлой четверти у нас прошел классный час на тему «Хорошие манеры». Сегодня мне бы хотелось продолжить наш разговор.
Мы с вами уже говорили о том, что нужно учиться жить среди людей, уметь общаться так же важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины.
И если вы хотите прожить нормальную полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми, не обойтись, а для этого необходимо учиться общению.
Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в это слово использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение».
- Обсуждение в группах.
3. Учащиеся обсуждают результаты своего исследования, объясняют свой выбор, выбирают наиболее понравившуюся характеристику.
Итак, прошу представителей от групп высказать свою точку зрения.
О – объединение (слайд 2)
Б – близость
Щ – щедрость
Е – единение
Н – необходимость
И — искренность
- Классный руководитель: Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т. е. уметь слушать и «слышать» других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатство русского языка.
- Упражнение «Мой круг общения»
Необходимо начертить круг, разделить его на доли, подписать их ( родители, друзья, родственники, соседи, учителя и т. д.) выделить ярким цветом те, которые обозначают более активное общение.
- Учащиеся выполняют задание.
- Учащиеся обмениваются мнениями по упражнению «Мой круг общения»
- Классный руководитель: Так, как же осуществляется процесс общения?
Психологи отмечают, что в воспитании нами другого важную роль играет интонация.
Слайд 3
Интонация – тон и манера произношения слова, выражающего отношение говорящего к тому, что он произносит.
Вы, наверное, замечали, что одну и ту же фразу или слово, например, «Здравствуйте», можно сказать так, что человек уверен, что вы искренне рады его видеть и желаете ему здоровья, а можно то же самое слово произнести совершенно равнодушно. Поэтому очень важно следить не только за тем, что вы говорите, но и с какой интонацией вы обращаетесь к человеку.
- Работа в микрогруппах ( по 4-5 человек)
На слайде 4 записаны качества личности человека, помогающие его общению или усложняющие его:
-доброта -скупость
-искренность -открытость
-лицемерие -подозрительность
-лживость -внимание
-порядочность -душевность
-эгоизм -грубость
-доверчивость -тактичность
-честность -зависть
Необходимо знаком «+» отметить качества, которые помогают общению, и знаком «-« качества, которые ему мешают.
- Подведение итогов, обсуждение.
- Классный руководитель: Общение невозможно без умения выслушать собеседника.
Важным элементом в общении являются жесты.
— Что не рекомендуется делать во время беседы?
(Не рекомендуется бесцельно вертеть в руках какой-нибудь предмет, тереть кулаками глаза, почесываться, дергать кого-нибудь за рукав, и т. д.)
Движения человека должны быть целесообразными и естественными.
- (группам выдаются карточки со словами)
Классный руководитель: На карточках написаны слова. С помощью языка и жестов нужно изобразить эти слова: требование, обещание, просьба, приказ, презрение, совет, радость, возмущение.
- Классный руководитель: Обратите внимание на советы американского психолога Дейла Карнеги. /Слайд 5/
Советы американского психолога Дейла Карнеги, которые помогут общению:
- Улыбайтесь.
- Искренне интересуйтесь другими людьми и поощряйте их говорить о себе.
- Помните, что имя человека – это самый сладостный и важный для него звук.
- Будьте хорошим слушателем.
- Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
- Не осуждайте своих знакомых в присутствии других людей. Не сплетничайте.
- Классный руководитель: В заключении, мне хотелось бы предложить вам тест «Воспитанный ли я?»
Тест «Воспитанный ли я?»
Поставьте против каждого высказывания знаки: «да» — «+» или «нет» — «-«.
- Если вам приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке, внезапно уйти из дому, сообщаете ли вы об этом родным (запиской, по телефону, через товарища, подругу).
- Бывают ли случаи, что родители заняты какой – то большой работой (генер. уборка, ремонт, заготовка дров), а вас отправляют на улицу или в кино, чтобы «не крутились под ногами»?
- Отложите на минуту книжку и осмотрите квартиру не своими, а мамиными глазами. Нет ли в комнатах вещей, которые лежат не на месте?
- Можете ли вы сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев и сестер?
- Свои нужды (купить «Денди», мяч, Барби и т. д.) вы, наверное, хорошо знаете. А известно ли вам, какая вещь срочно необходима маме или папе и когда они собираются приобрести её?
- Случается ли, что помимо маминого поручения вы выполняете ещё какую-нибудь работу от себя по своей инициативе (например, вас просили протереть пол в прихожей, а вы еще и всю обувь привели в порядок)?
- Мама угощает вас апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли вы проверяете, досталось ли вкусное взрослым? (А может быть, вы вправду думаете, что взрослые не любят апельсинов, мороженного, сладкого?)
- У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаете ли вы свое нежелание оставаться дома (просите их не уходить, требуете взять вас с собой, говорите, что вам одному страшно, или, может быть, молча сидите с кислым и недовольным лицом)?
- У вас дома гости. Приходится ли родным напоминать вам, что надо заняться каким-нибудь делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?
- Стесняетесь ли вы дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
Если вы хороший сын или прекрасная дочь, то знаки будут такие:
+ — — + + + + — — -. (слайд 6)
— Ребята, учитесь чувствовать, что нужно другому, что для него важно, что для него обидно, в чем он нуждается больше всего. Воспитывайте в себе тактичность и деликатность. Эти качества помогут вам в жизни.
- Учащимся раздаются памятки, на которых написаны правила общения.
Правила общения (памятка). Слайд 7
- Уважай собеседника.
- Будь тактичен.
- Не унижай собеседника.
- Не принижай достоинств собеседника, не ставь его в неловкое положение.
- Будь внимателен к собеседнику.
- Умей слушать и слышать собеседника, не перебивай его.
- Стремись к взаимопониманию.
- Рефлексивный блок.
Учащиеся составляют график эмоционального воздействия классного часа на их ощущения и эмоции. Для этого на доске написан план классного часа. Пункты плана наносятся на график и определяются самые главные, по их мнению, моменты.
План классного часа.
- Работа в группах (расшифровка слова «общение»).
- Упражнение «Мой круг общения»
- Работа в микрогруппах (выбор качеств личности, которые помогают и мешают общению).
- Работа в группах по карточкам (с помощью языка и жестов изобразить то, что написано на карточке).
- Тест «Воспитанный ли я?»
- Подведение итогов классного часа.