Классный час «Чувствовать рядом с собой человека»

Тема « Чувствовать рядом с собой человека». (слайд 1) 

Цель: помочь учащимся понять необходимость и ценность общения. Представления о правилах общения.

Задачи: использовать классный час  как урок  для общения; через него воспитывать полноценную личность, развивать физически и духовно.

Форма: беседа с элементами тренинга.

Оформление:  проектор, экран, слайды, размещение столов

Подготовительный этап: подготовить для учащихся памятки с правилами общения, ¼ часть тетрадного листа для упражнения «Мой круг общения»(2 штуки), карточки со словами, учащиеся объединяются в группы.

Ход классного часа:

  1. Вступительное слово классного руководителя.

В прошлой четверти у нас прошел классный час на тему «Хорошие манеры». Сегодня мне бы хотелось продолжить наш разговор.  

Мы с вами уже говорили о том, что нужно учиться жить среди людей, уметь общаться так же важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины.

 И если вы хотите прожить нормальную полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми, не обойтись, а для этого необходимо учиться общению.

         Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в это слово использовать для  того, чтобы дать характеристику понятия «общение».

  1. Обсуждение в группах.

 3. Учащиеся обсуждают результаты своего исследования, объясняют свой выбор, выбирают наиболее понравившуюся характеристику.

Итак, прошу представителей от групп высказать свою точку зрения.

         О – объединение   (слайд 2)

         Б – близость

         Щ – щедрость

         Е – единение

         Н – необходимость

         И — искренность

  1. Классный руководитель: Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т. е. уметь слушать и «слышать» других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатство русского языка.
  1. Упражнение «Мой круг общения»

Необходимо начертить круг, разделить его на доли, подписать их ( родители, друзья, родственники, соседи, учителя и т. д.) выделить ярким цветом те, которые обозначают более активное общение.

  1. Учащиеся выполняют задание.
  1. Учащиеся обмениваются мнениями по упражнению «Мой круг общения»
  1. Классный руководитель: Так, как же осуществляется процесс общения?

Психологи отмечают, что в воспитании нами другого важную роль играет интонация.

Слайд 3

Интонация – тон и манера произношения слова, выражающего отношение говорящего к тому, что он произносит.

         Вы, наверное, замечали, что одну и ту же фразу или слово, например, «Здравствуйте», можно сказать так, что человек уверен, что вы искренне рады его видеть и желаете ему здоровья, а можно то же самое слово произнести совершенно равнодушно. Поэтому очень важно следить  не только за тем, что вы говорите, но и  с какой интонацией вы обращаетесь к человеку.

  1. Работа в микрогруппах ( по 4-5 человек)

На слайде 4 записаны качества личности человека, помогающие его общению или усложняющие его:

-доброта                                                 -скупость

-искренность                                         -открытость

-лицемерие                                            -подозрительность

-лживость                                              -внимание

-порядочность                                       -душевность

-эгоизм                                                   -грубость

-доверчивость                                       -тактичность

-честность                                             -зависть

  Необходимо знаком «+» отметить качества, которые помогают общению, и знаком «-« качества, которые ему мешают.

  1. Подведение итогов, обсуждение.
  1. Классный руководитель: Общение невозможно без умения выслушать собеседника.

 Важным элементом  в общении являются жесты.

— Что не рекомендуется делать во время беседы?

(Не рекомендуется бесцельно  вертеть в руках какой-нибудь предмет, тереть кулаками глаза, почесываться, дергать кого-нибудь за рукав, и т. д.)

Движения человека должны быть целесообразными и естественными.

  1. (группам выдаются карточки со словами)

Классный руководитель:  На карточках написаны слова. С помощью языка и жестов нужно изобразить эти слова: требование, обещание, просьба, приказ, презрение, совет, радость, возмущение.

  1. Классный руководитель: Обратите внимание на советы американского психолога Дейла Карнеги. /Слайд 5/

Советы американского психолога Дейла Карнеги, которые помогут общению:

  1. Улыбайтесь.
  2. Искренне интересуйтесь другими людьми и поощряйте их говорить о себе.
  3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и важный для него звук.
  4. Будьте хорошим слушателем.
  5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
  6. Не осуждайте своих знакомых в присутствии других людей. Не сплетничайте.
  1.  Классный руководитель: В заключении, мне хотелось бы предложить вам тест «Воспитанный ли я?»

Тест «Воспитанный ли я?»

Поставьте против каждого высказывания знаки: «да» — «+» или «нет» — «-«.

  1. Если вам приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке, внезапно уйти из дому, сообщаете ли вы об этом родным (запиской, по телефону, через товарища, подругу).
  2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой – то большой работой (генер. уборка, ремонт, заготовка дров), а вас отправляют на улицу или в кино, чтобы «не крутились под ногами»?
  3. Отложите на минуту книжку и осмотрите квартиру не своими, а мамиными глазами. Нет ли в комнатах вещей, которые лежат не на месте?
  4. Можете ли вы сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев и сестер?
  5. Свои нужды (купить «Денди», мяч, Барби и т. д.) вы, наверное, хорошо знаете. А известно ли вам, какая вещь срочно необходима маме или папе и когда они собираются приобрести её?
  6. Случается ли, что помимо маминого поручения вы выполняете ещё какую-нибудь работу от себя по своей инициативе (например, вас просили протереть пол в прихожей, а вы еще и всю обувь привели в порядок)?
  7. Мама угощает вас апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли вы проверяете, досталось ли вкусное взрослым? (А может быть, вы вправду думаете, что взрослые не любят апельсинов, мороженного, сладкого?)
  8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаете ли вы свое нежелание оставаться дома (просите их не уходить, требуете взять вас с собой, говорите, что вам одному страшно, или, может быть, молча сидите с кислым и недовольным лицом)?
  9. У вас дома гости. Приходится ли родным напоминать вам, что надо заняться каким-нибудь делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?
  10. Стесняетесь ли вы дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

Если вы хороший сын или прекрасная дочь, то знаки будут такие:

+ — — + + + + — — -. (слайд 6)

— Ребята, учитесь чувствовать, что нужно другому, что для него важно, что для него обидно, в чем он нуждается больше всего. Воспитывайте в себе тактичность и деликатность. Эти качества помогут вам в жизни.

  1. Учащимся раздаются памятки, на которых написаны правила общения.

Правила общения (памятка).  Слайд 7

  • Уважай собеседника.
  • Будь тактичен.
  • Не унижай собеседника.
  • Не принижай достоинств собеседника, не ставь его в неловкое положение.
  • Будь внимателен к собеседнику.
  • Умей слушать и слышать собеседника, не перебивай его.
  • Стремись к взаимопониманию.
  1. Рефлексивный блок.

         Учащиеся составляют график эмоционального воздействия классного часа на их ощущения и эмоции. Для этого на доске написан план классного часа. Пункты плана наносятся на график и определяются самые главные, по их мнению, моменты.

План классного часа.

  1. Работа в группах (расшифровка слова «общение»).
  2. Упражнение «Мой круг общения»
  3. Работа в микрогруппах (выбор качеств личности, которые помогают и мешают общению).
  4. Работа в группах по карточкам (с помощью языка и жестов изобразить то, что написано на карточке).
  5. Тест «Воспитанный ли я?»
  6. Подведение итогов классного часа.